Риторическое учение Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.)

Риторическое учение Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.)

Правда, этот большой трактат имеет особую логическую направленность, что вполне естественно для теории красноречия как искусства убеждения. Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, то есть то, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Таким образом, аристотелевская риторика не довольствуется достоверным знанием, так как человеческая жизнь и человеческое общение не ограничиваются только точно проверенными силлогизмами, а, наоборот, полны неожиданных суждений и мыслей, придающих речи особую убедительность и даже воздействие на других людей и на целое общество. В риторике Аристотеля, таким образом, объединяются процессы логические и нелогические, рациональные и иррациональные, как это и необходимо для передачи всего многообразия жизненной и творческой практики человека. Скульптура работы Лисиппа Риторика как искусство убеждения базируется у Аристотеля на диалектике, понимаемой им в данном случае специфически, а именно как логическое учение о вероятных умозаключениях, о том, что не обязательно существует на самом деле и не всегда соответствует нормам человеческого разума, а устремлено на нечто кажущееся, правдоподобное, возможное, условное, но отнюдь не осуществленное и абсолютно завершенное. Аристотель, исследуя область риторики, погружается в область чистой возможности, то есть той, которая специфична для всякого художника и всякого человека, переживающего художественное произведение. Таким образом, риторика, по убеждению Аристотеля, — это то же искусство, то же творчество, воздействующее на действительность во всем ее становлении и во всех ее возможностях.

Реферат - Риторика Аристотеля - файл 5-78850.

Согласно Аристотелю, прекрасное есть благо. И оно приятно потому, что оно - благо. Что же такое благо? Это - осуществление реализация - С. Деятельность разума связана с удовольствием, переходящим в пределе в блаженство.

Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один. .. рассуждать человек, пригласивши в надежде на то, что вы не откажетесь от.

Риторический анализ судебной речи Ф. Плевако по делу П. Качки Список литературы 1. Риторическое учение Аристотеля Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитиюклассического греческого красноречия в трактате"Об искусстве риторики", или"Риторика", написанном около г. В отличие от предшествующих софистических руководств, к примеру, техне Корака и Тисия, построенных по принципу хрестоматий, где лучшие образцы риторического искусства предназначались для заучивания неофитами, Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

Однако там, где надо было показать, как именно, должно выглядеть художественное произведение, они решали вопрос эмпирически, то есть сочиняли что-либо и говорили читателю: С подобной инструктивной целью составлен, например,"Бусирис" Исократа. Аристотель поднялся на голову выше своих предшественников; он не только учел и обобщил сделанные ими наблюдения, но и предложил формулу сущности поэтического жанра и свод требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического произведения".

Оба трактата Аристотеля"Поэтика" и"Риторика" составляли целостное учение об идеальной норме словесного выражения только в"Поэтике" Аристотель больше внимания уделял поэтическим,"художественным" жанрам — эпосу и трагедии, а в"Риторике" обратился непосредственно к теории аттической прозы — опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой греческой риторики. В противовес своему учителю Платону, который возмущался ловкостью ораторов, умевших убеждать в чем угодно без подлинного знания сути, Аристотель настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве видел способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству людей: Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения постановляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания.

В послеплатоновское время"ложность" досократовской риторики — общее место, и Аристотель лишь мельком упомянет о"коварстве софистики". Софистика для Аристотеля — пройденный, хотя и еще очень значимый этап в истории"всего, что касается мыслительной способности". Она была той теоретической базой, на которой пышным цветом расцвело красноречие родоначальников греческой прозы; их опыт анализирует ученый, чтобы описать способы создания прекрасного, дарующего наивысшее духовное наслаждение.

Риторический анализ судебной речи Ф. Плевако по делу П. Качки Список литературы 1.

Понятие террора (terror значит ужас) ввел Аристотель для обозначения особого типа Цель террористов — создание именно невротического страха. .. Риторика была соответствующей: «Приняты все необходимые меры. Одна надежда, что и военные, и чиновники, и масса простых людей на словах.

После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына -- Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда -- риторикой. Сочинение состоит из трех книг. Далее рассматриваются виды ораторских речей. Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор.

Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т. Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной. Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно , то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи.

Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.

Лосев А. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика

Многие идеи он перенял от своего учителя Платона, и значительно развил его учение об ораторском искусстве. Он подвел итог развитию классического греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину. Аристотель сформулировал цель риторики: Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения. Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

Аристотель Риторика. Книга III. Перевод и комментарии чаем поэтов, чрезмерно увлеченных как раз надеждой на силу личного имени как .. человеколюбия, ни сострадания, ни страха; ни чтобы слишком дурной человек.

Список использованной литературы Краткая история доаристотелевской риторики. Ораторское искусство Греции века. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала.

В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление. Известны два основных типа речей - политические и судебные.

Портал"Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе!

, 06Перейти к содержимому Аристотель — самый энциклопедически образованный ученый античности гг. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты . Родился в городе Стагире, по месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет гг. Филипп , царь Македонии доверил ему воспитание своего тринадцатилетнего сына Александра.

Книга Аристотеля «Риторика» — это трактат, который изучал Наши эмоции — страх, надежда, злость — влияют на наши решения.

Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты . Родился в городе Стагире, по месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет гг. Филипп , царь Македонии доверил ему воспитание своего тринадцатилетнего сына Александра. В Македонии Аристотель пребывал 7 лет. После вступления Александра на трон он вернулся в Афины и основал собственную философскую школу, знаменитый Ликей, где преподавал 12 лет.

Это было образцовое научное учреждение, снабженное богатой библиотекой и ценными собраниями, привлекавшее выдающихся ученых, специалистов в различных областях. Исследованиями руководил Аристотель, а их результаты обрабатывал синтетически, создавая систему, охватывающую все знания о мире того времени. В году, после смерти Александра, своего покровителя, Аристотель оставил Афины в страхе перед преследованиями и вскоре умер в Халкиде Эвбейской.

Аристотель и ораторское искусство

Примеры подобной словесной эквилибристики собраны в й и й частях второй книги, и поражают воображение внешней убедительностью словесного построения, лишенного логики. Например, он говорит о предисловии, как о необходимой части любой речи: Все эти части — начало; они как бы прокладывают путь для последующего

Аристотель. Риторика, пер Н. Платоновой, Античные риторики. трус легко теряет надежду: ведь ему все страшно» (Никомахова этика, перевод: Нина.

Риторика, , 12, а 32—34 Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитиюклассического греческого красноречия в трактате"Об искусстве риторики", или"Риторика", написанном около г. С подобной инструктивной целью составлен, например,"Бусирис" Исократа. В послеплатоновское время"ложность" досократовской риторики — общее место, и Аристотель лишь мельком упомянет о"коварстве софистики" , 1, Причем у наследника сократовских идей уже не возникает сомнения в существовании объективной истины, которая лежит в рационалистическом осмыслении объективно же существующего мира.

Вчитываясь в"Риторику", мы с увлечением наблюдаем, как работает живая мысль исследователя, как приходит"самый универсальный ум античности" к общим и частным рекомендациям изучающему словесное искусство. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою. Прежде всего Аристотель уточняет определение Горгия, подчеркивая, что дело риторики —"не убеждать, но в каждом отдельном случае находить способы убеждения" , 1, Ь, Одно из главных составляющих убедительности ораторской речи есть энтимема— риторические силлогизмы,3"вероятные" и не имеющие характера принудительности.

Античный исследователь подробно развивает свою мысль, связывая учение об энтимеме с диалектикой, с одной стороны, и критерием истинности — с другой: Этому посвящены три книги"Риторики". Первая; рассматривает предмет в системе других наук; в ней обозреваются; три вида речей: Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать" , 3, 8— У каждого рода речей есть своя цель:

;Риторика" Аристотеля

Платон об искусстве красноречия Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа гг. Сократ учил устно - для педагогического и риторического образования чрезвычайно интересен метод получения знания через вопросно-ответный диалог, ставящий учеников подчас в тупик, но затем приводящий к правильным выводам. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины с.

Он выступает против софисткой риторики, поскольку считает, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т.

Аристотель [Для того чтобы испытывать страх], человек должен иметь некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством.

Глава Нравы черты характера людей в различных возрастах, черты, свойственные юности. Я называю страстями гнев, желание и тому подобные [движения души], о которых мы говорили раньше качествами — добродетели и пороки — о них сказано раньше, а также о том, что предпочитают отдельные личности и что они способны делать. Возраст — это юность, зрелый возраст и старость. Жребием я называю благородство происхождения, богатство, власть и вещи противоположные этим, и вообще удачу и неудачу. Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, чего пожелают, и из желаний плотских они всего более склонны следовать желанию любовных наслаждений и невоздержанны относительно его.

По отношению к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и скоро перестают [желать]; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они слабее гнева [не могут совладать с гневом], ибо по своему честолюбию они не переносят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными. Они любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство.

Обоими этими качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием: Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты.

О «Риторике» Аристотеля

В нём систематически изложены теоретические основы риторики. К риторике Аристотель относился как к неизбежному злу, порождённому общей испорченностью нравов имеется в виду демос - те, кто заседал в народном собрании Афин и принимал решения голосованием, слушая недобросовестных ораторов. Он считал, что истина сама по себе убедительна, если бы слушателями были люди разумные, а процедуры принятия решений — справедливыми.

Аристотель обучал искусству правильного рассуждения. Он разрабатывал проблемы логики: Риторика отличается от аналитики и диалектики прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы не просто правильно рассуждать, но ещё и убеждать людей.

политологическом аспекте, нам хотелось бы с Аристотеля. Однако" Платон — Аристотель"; вне ее немыслима и вообще не может быть лее показательна"Риторика" Аристотеля, опять-таки находящаяся во внутренне . Платона классифицировалось как"болезни" человеческой души: гнев, страх, за.

Теория риторики - Теория ораторского искусства Аристотеля Страница 6 из 66 Теория ораторского искусства Аристотеля. Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Она состоит из трех книг: В качестве обязательных структурных частей речи Аристотель называет предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ — изложение фактов, доказательства, заключение.

Свои рассуждения он подтверждает ссылками на классических ораторов, гомеровский эпос, на трагиков. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальнейшее развитие теории красноречия. В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей риторики как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности: Находки, советы, рекомендации и положения древнегреческой риторики сохранили свое значение и в настоящее время; они представляют не только историко-культурный, но и практический интерес в деле обучения ораторскому мастерству, в его совершенствовании.

Римское ораторское искусство было связано прежде всего с практическими сторонами жизни, с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме. Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек Слепой. Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в х гг.

Теории о страхе (риторика)


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно реальна! Узнай как победить страх, кликни здесь!