5. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского

5. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского

Прохоренко Введение В Культурологию. Прохоренко Введение в культурологию. Для русской традиции особенно характерна напряженность в решении проблемы соотношения слова и дела, теории и практики жизни. Направление таких размышлений определялось характером современной художнику эпохи, социокультурной средой, собственной эстетической и мировоззренческой позицией. Но если попытаться определить генеральные линии в развитии культурологических концепций, то мы обнаружим две различные и даже противоборствующие позиции в размышлениях о функции литературы: Собственно с этого началась русская литература. Поэтому и размышления писателя об искусстве, культуре в конечном счете всегда связаны с общенациональными проблемами.

Культурологическая концепция К.Ясперса.(то же есть в вопросе 38)

Крузе Каждая цивилизация определяется совокупностью идей и политических институтов, условиями материальной и культурной жизни, производительными силами и общественными отношениями, всеми проявлениями религиозной, интеллектуальной и художественной деятельности. Как классификационная категория цивилизация включает культурные типы, которым присуща органическая гетерогенность и соответствующая ей сложная социальная структура. Цивилизованные общества имеют характерную социальную стратификацию и структуру, культуре цивилизационного типа присуща соответствующая диверсификация.

Органическая гетерогенность означает наличие функциональной дифференциации субкультур, как высокой, так и низкой, иерархически упорядоченной и обыденной, городской и деревенской, составляющих целостную культурную систему единой цивилизации. С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры. По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству — тем уровням формирования общества, которые предшествовали цивилизации в ходе развития человечества.

Клиффорд Гирц. Влияние концепции культуры на концепцию человека. .. ) Уайт определяет предметное поле культурологии и методы ее исследования, .. страхами, воображением, привычками, внешними реакциями и т.д.

Античность — человек — мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор 5 в. Демокрит в том же городе, позже: Культура — дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень сознания. Греки заложили основы науки и техники, архитектуры. Рим — Цицерон понимал под культурой совершенствование духа, ума, считал, что подлинная культура — особый строй жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства едины, неразрывны. Варвары — первобытные племена.

Лекция 1. Теоретические концепции в культурологии

В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Опираясь на предшествующие опыты, З. Фрейд разработал"катартический" метод лечения неврозов, который позволил установить феномен психического сопротивления пациентом раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию внутрипсихического фактора цензуры.

Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

Н. Н. страхов отмечал, что еще «в г. материализм, социализм, нигилизм были Кажется естественным, что культурологическая концепция Н. Я.

В настоящее время существует многообразие подходов, направлений и школ в понимании культуры. Конечно, с некоторой долей схематизма, в обобщенном плане, можно выделить следующие основные концепции в современной культурологии. Общественно — историческая концепция была представлена такими известными учеными Западной Европы как О. Тойнби, а в России — Н.

Данилевскому — принадлежит создание концепции локальных культурно-исторических типов. Он один из первых подошел к выведению типов культур с позиции деятельностной природы культуры. На основе доминирования какого-либо вида деятельности Н. Ученый выделил одиннадцать основных типов культур. Одиннадцатый тип — славянский, качественно новый, перспективный.

Однако выдающейся заслугой Н. Данилевского является то, что осуществляя типологизацию культур, он одним из первых подошел к классификации культур с позиции преобладания, какого-либо вида деятельности:

Семинары по культурологии - файл 2.

Концепции культуры интуитивистского направления 4. Развитие представлений о культуре в России 5. Представление о культуре формировалось в процессе развития европейской теоретической мысли, истоки которой берут начало в эпоху Просвещения. Если первоначально термин"культура" согласовывался с чем-то вполне конкретным, на что было направлено культивирование например, культура земли, культура души , то в эпоху Просвещения он стал употребляться для обозначения достигнутого уровня общественного состояния человечества.

Первым ввел понятие"культура" в новом отвлеченном значении немецкий правовед С. Под культурой он понимал совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря ему.

Прежде чем говорить о концепции Леонтьева и анализировать его без постоянного насилия и страха, который должен испытывать.

Эволюцинистская парадигма Анализ работ по культурологии позволяет выделить следующие основные теоретические направления, или концепции: Говоря о концепциях, или парадигмах культурологии, я имею в виду прежде всего в большей или меньшей степени осознанные отрефлектированные теоретические и методологические представления, которые разделяют и используют представители данных направлений.

Конкретное культурологическое исследование может при своем построении опираться на несколько парадигм. Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся прежде всего в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни разных народов и осуществлены первая систематизация и осмысление этих знаний. Последовавшее за этим научное эволюционистское объяснение опиралось уже на данные эмпирических исследований, переосмысляя их на теоретической основе.

Для эволюционистского объяснения характерны: Поясняя последний момент, Л.

Садохин А.П. Культурология - файл 1.

Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие — происхождение. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.

На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.

Мои страхи прошли, когда мне объяснили значение таблички"Invisible Fencing". . Дpугая очень известная культурологическая концепция, посвященная.

Нагибина, 13, РГУ, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ г. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры — постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в ее уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе:

Вы точно человек?

Современные культурологические концепции Рубрика тематическая категория 1. Эволюционистская и функционалистская концепции культуры 2. Психологическая концепция культуры 3. Структурно-антропологическая концепция культуры Сегодня принято выделять следующие основные теоретические направления или парадигмы культуры: Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся в рамках этнографии и этнологии.

культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, кроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности.

В книге используются научные разработки автора, касающиеся разнообразных аспектов изучения культур в культурной, социальной, психологической антропологии. Во введении анализируются теоретические проблемы, такие, как определение понятия"культура", ее соотношение с конкретно-исторической действительностью, дается характеристика двух важнейших типов культур: Показывается качественное своеобразие культуры через особый вид деятельности социальная , присущий только общностям людей. В первом разделе исследуются различные теории культур, подходы к изучению явлений, элементов культуры эволюционизм, диффузионизм, биологизм, психоанализ, психологическое направление, функционализм , возникшие в - середине в.

Автор стремился показать как можно шире диапазон различных вариантов исследования культур, представить панораму взглядов, точек зрения на сущность культурологии. К этому разделу тесно примыкает второй раздел, повествующий о целостных концепциях культуры А.

Концепции культурологии

Двадцатый век характеризуется дальнейшим развитием как классических рационалистических, так и неклассических подходов к пониманию культуры. Рационализм был представлен двумя основными течениями: На основе разработанных им понятий идеального типа, социального действия возникло системно-функциональное направление в социологии и культурологии.

Культурологические концепции двух изучаемых мыслителей органически .. Н.Н. страхов (Философская культурология второй половины 19 века).

Выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки, это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. В искусстве Ницше различает два начала: Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма.

Сущностной характеристикой обоих начал является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Человек же в концепции Ф. Подчинение Диониса Аполлону рождает трагедию не только как вид искусства, но и как состояние человека, у которого творчески импульсивное, образно-художественное начало подавляется понятийным рационально-критическим анализом; задача же современного искусства - восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

Позднее в его творчестве получает яркое выражение элитарная концепция культуры. Философ обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям. Еще позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента, и жизнь начинает истолковываться им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти - сверхчеловека.

В подлинном же смысле сверхчеловек - это идеал, к которому должно стремиться человечество. Сверхчеловек занимает в системе Ницше место Бога. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Эта идея позднее получила в философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Ф.

Современные мировые культурологические концепции. Весна 2016. Лекция 5. Постструктурализм


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно реальна! Узнай как победить страх, кликни здесь!